Последние дни главной темой новостей из Барселоны, затмившей даже перипетии политического конфликта Каталонии с центральным правительством, стали протесты барселонских таксистов. Водители городского такси уже давно ведут борьбу с «незаконной» по их мнению конкуренцией в виде дигитальных платформ Uber и Cabify, и сейчас она достигла очередного пика.
В чем причины этого конфликта и как вообще устроена система барселонского такси — читайте в нашем материале.
Как работает барселонское такси?
Такси в Барселоне (и других каталонских городах) является общественной службой и его деятельность регулируется муниципалитетом.
Количество лицензий такси в каждом населенном пункте строго ограничено.
В Барселоне на данный момент имеется около 10.500 лицензий такси, новые уже давно не выдаются.

Мэрия контролирует численность автомобилей такси, ограничивая их количество, а взамен требует от таксистов работать по единому назначенному городом тарифу и соблюдать определенные нормы оказания услуг: автомобили должны иметь кондиционер, принимать кредитные карты, быть не старше определенного количества лет, проходить техосмотр два раза в год. Помимо того, мэрия решает, какие марки и модели автомобилей могут быть задействованы для городского такси.
Как получить лицензию такси в Барселоне?
На данный момент её можно только купить у владельца, который согласится её продать.
Стоимость лицензии такси на черном рынке достигает на сегодняшний день примерно 150.000 евро, что равняется стоимости небольшой квартиры в пригородах Барселоны.
В абсолютном большинстве случаев покупающие лицензию берут для этого кредит в банке и рассчитывают вернуть эти деньги при выходе на пенсию, в идеале, с небольшим наваром.
Конкуренция такси (альтернативные службы)
До появления приложений типа Uber, единственной легальной конкуренцией барселонским таксистам был сервис аренды автомобилей класса люкс с водителем — лицензия VTC (Vehiculo de transporte con conductor).
Согласно общеиспанскому законодательству, количество таких автомобилей не должно превышать 1/30 от количества лицензий такси, или 33 автомобиля на тысячу такси.
Несложно подсчитать, что для Барселоны количество лицензий VTC, которыми активно пользуются турагентства для перевозки туристов, должно быть порядка 350 штук.
Проблема в том, что уже буквально после Олимпиады-92 и вызванного ей туристического бума имеющихся автомобилей становится недостаточно для бесперебойного обслуживания отрасли.
В 2009 году реформа закона о транспортных перевозках временно отменяет ограничение на выдачу лицензий типа VTC, и количество черных мерседесов с наклейкой SP у номерного знака увеличивается в Барселоне в несколько раз, соответствуя возросшему спросу в туристической индустрии.
Таксисты всячески выражают своё недовольство, но все это — только первые звоночки. Настоящие проблемы приходят с появлением смартфонов и цифровых приложений типа Uber.

Uber и Барселона
Uber впервые пытается зайти на барселонский рынок пассажирских перевозок в 2012 году. Его появление вызывает буквально шквал страстей среди городских таксистов. Люди, взявшие огромные кредиты под лицензии такси, внезапно оказываются перед перспективой их резкого обесценивания и потери вложенных денег. Ведь кто захочет платить 150.000 евро за лицензию, если можно совершенно бесплатно начать заниматься тем же самым с помощью Убера, да ещё и не платить при этом страховки, налоги и не сдавать сложный экзамен? Водителем Убера может стать каждый, кто владеет четырехколесным транспортным средством.
Таксисты говорят — только через наши трупы. Они организуют забастовки, выходят на улицы, перекрывают подъезды к барселонским порту и аэропорту, а также совершают ряд нападений на штрейкбрехеров и водителей Убера.
Возглавляет протест ассоциация Elite Taxi — организация, костяк которой составляют бывшие ультрас — футбольные фанаты. Парни из Elite, близкие к ультраправым активистам, организуют шествия с файерами, нападают на тех, кого считают незаконной конкуренцией — водителей без лицензии, и всячески дают властям и обществу понять, что без боя барселонское такси не сдастся.
Как сказал в одном из интервью сам лидер барселонского Elite Taxi бывший боксер Альберто «Тито» Альварес, «мы всегда говорили, что будем действовать на грани закона, но иногда одна нога оказывалась по ту сторону».

В итоге, после нескольких напряженных лет конфликт разрешается — испанские (а позже и европейские) суды признают Убер компанией, оказывающей транспортные услуги, и обязывают ее работать в рамках национального законодательства, регулирующего данную отрасль.
На несколько лет наступает относительное затишье, и главным фронтом борьбы барселонских таксистов становится противостояние с так называемыми «пиратами» — самостоятельными водителями, которые возят туристов по Барселоне и Каталонии вообще без какой бы то ни было лицензии. Elite Taxi и их сторонники ведут настоящую охоту на водителей без лицензии, забирающих туристов в аэропорту и у отелей. Всех, кто попадает в их базу данных, ждут серьезные неприятности — порезанные колеса, битые стекла и просто заблокированные в ожидании приезда полиции автомобили.
Второе пришествие Убера
В конце 2017 года Uber возвращается в Барселону, приведя с собой брата-конкурента — компанию Cabify. Они учли прежние ошибки и начинают работу в Каталонии с лицензиями типа VTC. Теми самыми, которых по закону должно быть одна на 30 такси, а по факту есть гораздо больше, чуть ли не одна на 7-8 таксистов.
Как мы уже писали выше, несколько лет назад правительство Испании с подачи антимонопольного комитета приостанавливает действие ограничивающего количество лицензий VTC закона, и в Каталонии тут же появляется несколько тысяч лицензий сверх этой квоты, выданных специально под Uber и Cabify.
Приложения тут же создают под себя фирмы в Испании и нанимают сотни водителей, которые работают в условиях жесткой трудовой кабалы, в среднем по 14 часов в день, за не очень высокие комиссионные, без оплачиваемой социальной и медицинской страховки. Все это позволяет корпорациям удерживать цены на очень конкурентном уровне в попытке занять нишу на рынке пассажирских перевозок.
Так начинается эпическая судебная битва между профсоюзами и ассоциациями такси и Убером/Кабифаем, которая тянется по сей день.

Мэрия против правительства
Попытку остановить этот конфликт сделала мэрия Барселоны, введя дополнительное лицензирование для транспортных перевозок в границах каталонской столицы. Отныне для работы в Барселоне одной лицензии VTC недостаточно, нужно ещё получить специальное разрешение от мэрии. С его помощью горсовет планировал задобрить таксистов, фактически создав инструмент для блокировки работы в городе Убера и Кабифая.
Эта инициатива тут же была атакована в судебном порядке испанским министерством транспорта и антимонопольным комитетом, и суд приостановил ее деятельность на время рассмотрения вопроса по существу.
Как и следовало ожидать, это решение суда вызвало очередную бурю в среде таксистов, которые организовали мощнейшую волну забастовок, угрожая сделать их бессрочными. Таксисты уверены в своей правоте и говорят, что готовы пойти до конца.
Чем кончится противостояние старых закаленных в боях таксистов с молодыми и дерзкими дигитальными корпорациями, сложно сказать. Слишком сложна испанская бюрократия, и слишком длительны местные судебные процессы.
Ясно одно: просто так барселонские луддиты 21 века не сдадутся.
© Pasha Lesiants, respublica-cat.com 2018
Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на первоисточник.