
Война жнецов занимает особое почетное место в ряду многочисленных каталонских восстаний против центральных властей Испании.
Этот конфликт дал Каталонии ее национальный гимн — Песнь Жнецов, но одновременно с этим привел к потере части территории, отошедшей по итогам Пиренейского трактата к Франции.
В начале 17 века каталонские земли все ещё сохраняют свою формальную независимость в рамках династической унии с испанской короной, имеют собственные институции и налоговую систему. Но принимающая активное участие в вытягивающей все ресурсы Тридцатилетней войне Испания предпринимает постоянные попытки централизации власти и усиления налогового гнета на каталонских крестьян.
Помимо этого, на каталонских землях надолго обосновываются идущие воевать с французами испанские войска, со всеми печальными для простого сельского народа последствиями. Кроме того, что солдат надо разместить и накормить, они ещё безжалостно вытаптывают поля и в целом ведут себя довольно безобразно. А тут ещё центральная власть решает запретить каталонцам торговлю с Францией — война всё-таки… Народ начинает серьезно роптать.

Параллельно углубляется конфликт между каталонскими политическими институциями — Женералитатом и барселонским городским Советом Ста — и испанской монархией, вызванный, не поверите, финансовыми вопросами и борьбой за полномочия.
Нарыв прорывает в 1640 году. На территории Каталонии вспыхивают многочисленные локальные бунты, в ходе которых города отказываются пускать войска на свою территорию. Начинаются столкновения между солдатами и населением, в первую очередь — вооруженными серпами крестьянами, благодаря которым эти события и останутся в истории под названием Война жнецов (Guerra dels Segadors).
В ходе одного из таких восстаний в Барселоне крестьяне убивают около двадцати чиновников, включая наместника короля.

Политические круги Каталонии понимают, что события начинают принимать серьезный оборот, и предпринимают попытку разорвать отношения с испанской короной.
Женералитат под руководством президента Пау Клариса обращается за помощью к Франции и… провозглашает Каталонскую Республику. (А вы думаете, что Карлес Пучдемон — фантазер-авантюрист, да? Республика! В 1640-м году! Ему было с кого брать пример…)

Глава правительства Людовика XIII, небезызвестный кардинал Ришелье, решает помочь каталонцам (небескорыстно, конечно же). Французско-каталонское войско разбивает испанцев в битве под Монтжуиком, и армии Филиппа Великого приходится отступить.
На несколько лет Каталонии удается выйти из-под влияния Мадрида, став фактическим вассалом Франции. Одни оккупационные войска сменяются другими, одно плохое для Каталонии абсолютистское правление — другим.
В общем, с союзниками Каталонии никогда не везло. Союзники у них постоянно были из категории тех, с которыми никаких врагов не нужно…
Конец этой истории счастливым для Каталонии назвать сложно.
Испания проигрывает Тридцатилетнюю войну, и по итогам Пиренейского трактата 1659 года каталонские графтва Руссильон, Кунфлен, Валеспир и, частично, Серданья становятся частью территории Франции.
Так возникает Северная Каталония — историческая область во Франции с городом Перпиньян.

Филипп IV предпочел отдать французам север Каталонии, сохранив в составе Испании часть фламандских земель (ненадолго).
Говорить, что мнением каталонцев при подписании Пиренейского трактата никто не интересовался, излишне, наверное.
Ну, а на остальных каталонских землях снова воцаряется власть испанской монархии. Монархии, которая уже тогда начинает ненавидеть находящихся под её опекой каталонцев пуще любого врага.
В качестве утешительного приза каталонцам остается песня восставших селян, которая с 1993 года является официальным гимном Каталонии.
«Ударь серпом!», — поют каталонцы в припеве своего гимна.
© Pasha Lesiants, respublica-cat.com 2018
Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на первоисточник.