От редакции

Политическая история Испании последних десятилетий является своего рода белым пятном для публики на постсоветском пространстве. Большинство из нас на редкость мало знает о том, что происходило на территории Пиренейского полуострова в эпоху Франсиско Франко, и вообще не имеет представления о так называемой «демократической трансформации» страны из полуфашистской диктатуры в современное европейское государство (а точнее, его красивый муляж).
Мы ставим себе амбициозную задачу восполнить в некоторой степени эти пробелы и первым делом расскажем вам о том, что представляет из себя на сегодня институт испанской монархии, откуда он вообще взялся в демократической постфранкистской Испании, а также — почему одни испанцы его боготворят, а другие люто ненавидят.
Король, Королевич и Генералиссимус
В начале двадцатого века, впрочем, как и ныне, Испанией правила династия Бурбонов. Тех самых, что еще в 1714 году Войну за испанское наследство выиграли, на мадридский трон взобрались и Барселоне с Каталонией за то, что не хотели под Бурбонами быть, бока неслабо намяли. Но об этом мы подробно расскажем позже, а сейчас не о тех давних временах речь, а о событиях и исторических фигурах, которых застали если не мы сами, то, как минимум, наши отцы и матери.
Хотелось бы сразу отметить, что у испанских Бурбонов всегда были довольно странные, если не сказать — мутные истории с престолонаследием. Вот и Альфонсо ХIII, дед нашего героя, попал на трон не совсем традиционно. Он был провозглашен королем еще до своего рождения (уникальный случай в истории!), так как политическая ситуация в стране была аховой, впрочем, как и всё предыдущее ХIХ столетие, и Испании позарез нужен был мальчик-наследник, будущий глава государства. Маман-регентша поправила немного, пока малыш подрастал, а тут и ХХ век наступил, пора бы и на престол взобраться.
- Альфонсо XIII, дед Хуана Карлоса I
Правил Альфонсо ХIII в сложное время (а когда оно было не сложным в истории Испании последних двух веков?), неудачно воевал в Марокко, терял колонии, подавлял восстания и забастовки, к счастью, не вступил в 1-ю мировую войну… В 1923 году волей-неволей поддержал диктатуру генерала Мигеля Примо де Риверы, которого в 1930 году сам и сместил, а в 1931 году, когда на муниципальных выборах победили республиканцы и провозгласили Вторую Республику, отправился в добровольное изгнание.
8 лет просуществовала Республика, и все эти годы Альфонсо грозил то из Парижа, то из Рима, что еще вернется и всем покажет. Когда же генерал Франсиско Франко, который у Альфонсо был некогда в фаворе и сделал головокружительную военную карьеру, поднял военный путч, направленный против Республики, и в Испании началась Гражданская война, король, дважды не думая, душою и деньгами поддержал его, надеясь вернуться на вожделенный утраченный трон.
Франко надежд его не оправдал. Победив не без помощи Гитлера и Муссолини в войне и установив фашистскую диктатуру, монархию он так и не вернул, посему Альфонсо ничего не оставалось, кроме как питать надежду.

Вот тут, собственно, и начинается наша игра престолов. Поняв в конце концов, что трона не видать, Альфонсо ХIII отрекается от престола ради своего третьего сына Хуана, вскоре тяжело занемогает и отправляется к праотцам.
До этого старший сын Альфонсо, по имени тоже Альфонсо, отрекается от престола из-за любви к девушке совсем не голубых кровей и возможности жениться на ней, а средний сын Хайме отрекается под давлением родителей из-за глухоты, хотя в будущем будет оспаривать это отречение. Ну, а старших сестер Беатрис и Марию Кристину никто даже и не вспомнил, потому что девочки же, не положено.
Вот так Хуан де Бурбон, папа нашего героя, и оказывается в позиции претендента на трон Испании как Хуан III, хотя так им и не становится в полной мере, невзирая на то, что получает даже титул графа Барселонского, как предвестник будущего правления.
Пока шла кровавая бойня Гражданской Войны, Хуан из-за границы порывается вступить в ряды испанской армии на правах рядового, заискивает перед Франко и пишет ему полные патриотических и высокопарных фраз письма, шлет телеграммы, где провозглашает лозунги вроде «Испания превыше всего!», отправляется в Германию и пишет Риббентропу с просьбой посодействовать в восстановлении монархии в Испании, но, не смотря на все усилия и потуги, Франко его игнорирует. Как мы увидим далее, у Франко были совсем другие планы…
Когда ближе к середине 2-й мировой войны начинает вырисовываться её не совсем благополучный для Германии и компании исход, Хуан отворачивается от Франко и говорит уже совсем другие вещи — о примирении, о том, что союзники победят, и Испании следует налаживать c ними контакты (Испания, как известно, формально не участвовала и во Второй Мировой), что Франко ведет неправильную политику, несовместимую с традиционным духом монархии, и так далее в том же духе.
Франко очень быстро реагирует на этот разворот Хуана де Бурбона и принимает закон о Преемственности Главы государства, где черным по белому пишет, что главу Государства, неважно — короля или диктатора, будет назначать сам дядя Пако (такое уж у Франко было ласковое прозвище).
Франко и его правая рука Каретеро Бланко встречаются с Хуаном и ненавязчиво предлагают ему самому не высовываться, а отправить в Мадрид на воспитание его сыновей Альфонсо (с фантазией у них как-то слабовато) и Хуана Карлоса. Воспитание, конечно же, предполагалось в духе идеалов Мовимьенто, католицизма и испанскости (есть такое словцо в испанском языке – hispanidad).
И вот, в 1948 году, в возрасте 10 лет, мальчонка с простым именем Хуан Карлос Альфонсо Виктор Мария Бурбон де Бурбон, а чуть позже и его братец Альфонсо прибывают в Мадрид, где их встречает сам каудильо, и начинаются серые будни учёбы и воспитания.
Серыми были ли эти будни или нет, но в 1956 году в прессу просочилась информация о том, что Альфонсо… убит родным братом Хуаном Карлосом.

Власти Испании сначала скрывают эту информацию, но позже вынуждены официально заявить, что это был несчастный случай на охоте.
Согласно попавшей в СМИ от источников из ЦРУ информации брат будущего испанского монарха был застрелен из револьвера — совсем не охотничьего оружия. Впоследствии факт убийства не на охоте был признан, но якобы по причине неумелого обращения с оружием. Но кто же нам теперь скажет, как там оно было на самом деле…
И что же в итоге, спросит читатель, понёс ли какое-либо наказание будущий король? Нет, словно ничего и не случилось. Хоть дядя Хайме и требовал провести полноценное расследование обстоятельств убийства, к нему не прислушались. Тогда дядя, резонно полагая, что братоубийца не может возглавить трон, начал оспаривать первенство в престолонаследовании, но ему быстро дали понять, что нечего тут под ногами путаться. А мальчонка Хуан Карлос тем временем растет и крепчает, становится заядлым охотником (об этом чуть позже поподробнее) и спортсменом, женится на греческой принцессе Софии и вообще — жизнь, кажется, удалась.
В 1966 году его отец Хуан де Бурбон, тот, которого Франко игнорировал, позвал Хуана Карлоса на поминки по деду Альфонсо ХIII, в ходе которых, между прочим, должно было быть подкреплено право престолонаследования его, Хуана III, но наш юноша на мероприятие не явился.
Tаким образом он фактически дал понять папе, что королем будет кто-то другой… Чуть позже и сам Франко якобы невзначай заявляет, что наследником станет именно он, Хуан Карлос. Ну, кто бы сомневался.

В 1969 году ручной парламент диктатора провозглашает Хуана Карлоса наследником престола и специально придуманным новым титулом «Принц Испании», который и позволит тому перескочить сразу пару ступенек династической лестницы.
В тот же день Хуан Карлос присягает Франко и клянется соблюдать Фундаментальные Законы Королевства (тоже выдумка Франко) и быть верным делу Мовимьенто, а проще говоря, Фаланге – тоталитарной фашистской партии, которая заправляла в Испании после победы франкистов в Гражданской войне.
Правление Франко и Фаланги были отмечены де-факто однопартийной системой, государственным террором, репрессиями против политических противников, полицейским насилием, промывкой мозгов в СМИ и образовании, в общем — классика тоталитаризма.
Отец Хуана Карлоса, потенциальный Хуан ІІІ, свыше десяти лет, вплоть до 1977 года, не признавал за сыном претензий на трон и не отказывался от своего права возглавить королевский дом. Но уже в 1974-75 годах, когда совсем к тому времени дряхлый Франко чаще лежит в больнице, нежели правит страной, Хуан Карлос дважды берет бразды правления в свои руки на короткие периоды.

После смерти диктатора 22 ноября 1975 года он клянется продолжать дело партии и правительства и становится Хуаном Карлосом I, королем Испании согласно решению Кортесов, и уже 27 ноября возводится на трон во время церковной церемонии помазания.
Очень показательна фраза, произнесенная Хуаном Карлосом в интервью французскому телевидению еще в 1969 году:
«Франко для меня — каждодневный живой пример патриотического труда на службе Испании, и поэтому я чту его и восхищаюсь им.»
(Para mí es un ejemplo viviente, día a día, por su desempeño patriótico al servicio de España y, por esto, yo tengo por él un gran afecto y admiración).
Так Хуан Карлос, выращенный и воспитанный каудильо, восходит на престол, перескочив через голову отца и дяди, случайно (?) застрелив родного брата, и оказывается перед сложнейшей задачей удержать власть в своих руках.
Как ему это удалось, мы расскажем вам во второй части материала.
Stay tuned!
© Гетьман Очевидько, для respublica-cat.com 2018
Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на первоисточник
Не думаю, что Хуан Карлос специально убил брата, брат-то был младшим, следовательно был следующим претендентом на трон и не мешал вхождению на престол Хуану Карлосу. В этом случае логичнее было бы убить отца.
НравитсяНравится
Ну, никто же не говорил, что он сделал это с целью занять престол. Причин и мотивов могло быть огромное множество. Их могло выяснить расследование, которого либо не было, либо результаты которого от нас утаили.
Но в любом случае, это крайне важная деталь из биографии Хуана Карлоса.
НравитсяНравится